Божественный Юлий
  Божественный Август
  Божественный Веспасиан
  Божественный Клавдий
  Божественный Тит
  Гай Калигула
  Тиберий
  Гальба
  Отон
  Нерон
  Вителлий
  Домициан
 
Хронологическая таблица
  Карта сайта

 

НАШИ ВЕЛИКИЕ СОВРЕМЕННИКИ:

Принцесса Диана
Принцесса Диана
МЕГААРХИВ ФОТО
Смотреть
Аристотель Онассис Аристотель Онассис
ВЕЛИКИЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Читать
Ростислав Третий
Ростислав Третий
MP-3 COLLECTIN
Скачивай бесплатно!
Мария Каллас
Мария Каллас
ТРОН РЯДОМ С СОЛНЦЕМ
Читать
Мадонна
Мадонна
GIVE IT 2 ME
Скачивай бесплатно!

 

 
 

 

 

 

 

    ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ
    БОЖЕСТВЕННЫЙ АВГУСТ
   
  Род и предки. Детство и юность. Гражданские войны: мутинская, филиппинская, перузийская, сицилийская, актийская. Позднейшие заговоры. Внешние войны. Военные занятия. Государственные должности. Постройки, религиозные новшества. Суд и законодательство. Социальная политика: сенат, всадники, народ. Зрелища. Италия и империя. Достоинства правителя. Добрая слава. Семья. Друзья и клиенты. Характер. Образ жизни. Наружность. Здоровье. Литературные занятия. Религиозность и суеверие. Предзнаменования о его судьбе. Смерть и похороны. Завещание.
 

ЗРЕЛИЩА

Божественный Август43. В отношении зрелищ он превзошел всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие. По его словам, он давал игры четыре раза от своего имени и двадцать три раза от имени других магистратов, когда они были в отлучке или не имели средств. Театральные представления он иногда устраивал по всем кварталам города, на многих подмостках, на всех языках; гладиаторские бои — не только на форуме или в амфитеатре, но также и в цирке и в септах (впрочем, иногда он ограничивался одними травлями); состязание атлетов — также и на Марсовом поле, где были построены деревянные трибуны; наконец, морской бой на пруду, выкопанном за Тибром, где теперь Цезарева роща. В дни этих зрелищ он расставлял по Риму стражу, чтобы уберечь обезлюдевший город от грабителей.
(2) В цирке у него выступали возницы, бегуны и зверобои: иногда это были юноши из самых знатных семейств. Устраивал он не раз и Троянскую игру с участием старших и младших мальчиков, чтобы они по славному древнему обычаю показали себя достойными своих благородных предков. Когда в этой потехе упал и разбился Ноний Аспренат, он подарил ему золотое ожерелье и позволил ему и его потомкам именоваться Торкватами. Однако ему пришлось прекратить эти развлечения, когда оратор Азиний Поллион гневно и резко стал жаловаться в сенате на то, что его внук Эзернин тоже сломал себе ногу при падении. (3) Для театральных и гладиаторских представлений он привлекал иногда и римских всадников, пока сенат не запретил это декретом; после этого он один только раз показал с подмостков знатного юношу Луция, и то лишь как диковинку, потому что он был двух футов ростом, семнадцати фунтов весом, но голос имел неслыханно громкий. (4) Парфянских заложников, впервые прибывших в Рим в праздничный день, он также привлек на зрелища и, проведя их через арену, посадил во втором ряду над собой. Но даже и в дни, свободные от зрелищ, он выставлял напоказ в разных местах все, что привозилось в Рим невиданного и любопытного: например, носорога — в септе, тигра — в театре, змею в пятьдесят локтей длиной — на комиции.
(5) Однажды в цирке во время обетных игр он занемог и возглавлял процессию, лежа на носилках. В другой раз, когда он открывал праздник при освящении театра Марцелла, у его консульского кресла разошлись крепления, и он упал навзничь. На играх, которые он давал от имени внуков, среди зрителей вдруг началось смятение — показалось, что рушится амфитеатр; тогда, не в силах унять их и образумить, он сошел со своего места и сам сел в той части амфитеатра, которая казалась особенно опасной.

44. Среди зрителей, которые ранее сидели беспорядочно и вели себя распущенно, он навел и установил порядок. Поводом послужила обида одного сенатора, которому в Путеолах на многолюдных зрелищах никто из сидящей толпы не захотел уступить места; тогда и было постановлено сенатом, чтобы на всяких общественных зрелищах первый ряд сидений всегда оставался свободным для сенаторов. Послам свободных и союзных народов он запретил садиться в орхестре, так как обнаружил, что среди них были и вольноотпущенники. Солдат он отделил от граждан. (2) Среди простого народа он отвел особые места для людей женатых, отдельный клин — для несовершеннолетних, и соседний — для их наставников, а на средних местах воспретил сидеть одетым в темные плащи. Женщинам он даже на гладиаторские бои не дозволял смотреть иначе, как с самых верхних мест, хотя по старому обычаю на этих зрелищах они садились вместе с мужчинами. (3) Только девственным весталкам он предоставил в театре отдельное место напротив преторского кресла. С атлетических же состязаний он удалил женщин совершенно: и когда на понтификальных играх народ потребовал вывести пару кулачных бойцов, он отложил это на утро следующего дня, сделав объявление, чтобы женщины не появлялись в театре раньше пятого часа.

45. Сам он смотрел на цирковые зрелища из верхних комнат в домах своих друзей или вольноотпущенников, а иногда — со священного ложа, сидя вместе с женой и детьми. Часто, он уходил с представлений на несколько, часов, иногда даже на целый день, испросив прощения и назначив вместо себя распорядителя. Но когда он присутствовал, то ничем уже более не занимался: то ли он хотел избежать нареканий, которым на его памяти подвергался его отец Цезарь за то, что во время игр читал письма и бумаги или писал на них ответы, то ли просто любил зрелища и наслаждался ими, чего он никогда не скрывал и в чем не раз откровенно признавался. (2) Поэтому даже не на своих зрелищах и играх он раздавал от себя и венки и много дорогих подарков, поэтому и на всяком греческом состязании он непременно награждал по заслугам каждого атлета. Но больше всего он любил смотреть на кулачных бойцов, в особенности латинских: и не только на обученных и признанных, которых он иногда даже стравливал с греками, но и на простых горожан, которые в переулочках бились стена на стену, без порядка и правил. (3) Одним словом, он не обошел вниманием никого из участников народных зрелищ: атлетам он сохранил и умножил их привилегии, гладиаторам воспретил биться без пощады, актеров разрешил наказывать только в театре и во время игр, а не всегда и везде, как это позволялось должностным лицам по старому закону. (4) Тем не менее и на состязаниях борцов, и на битвах гладиаторов он всегда соблюдал строжайший порядок, а вольности актеров сурово пресекал: узнав, что Стефанион, актер римской комедии, держит в услужении матрону, постриженную под мальчика, он высек его в трех театрах и отправил в ссылку; пантомима Гиласа он по жалобе претора наказал плетью при всех в атрии своего дома, а Пилада выслал из Рима и Италии за то, что он со сцены оскорбительно показал пальцем на зрителя, который его освистал.

 

О книге Светония

Методические и дидактические материалы по истории:

В.В. Сухов "История древнего мира и средних веков".
В.В. Сухов "История России с древнейших времен до конца XVIII века".
Л.М. Ляшенко "История России. XIX век".
А.Г. Колосков "История России. XX век".
А.Т. Степанищев "300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней".


Сборники содержат контрольные и проверочные работы, тесты, логические и творческие задания, занимательные упражнения, игры, кроссворды, исторические понятия и термины.

 

 

   

 

Разработка TSN-240 © 2008 Все права защищены. При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательнаl
 
 
Hosted by uCoz