Божественный Юлий
  Божественный Август
  Божественный Веспасиан
  Божественный Клавдий
  Божественный Тит
  Гай Калигула
  Тиберий
  Гальба
  Отон
  Нерон
  Вителлий
  Домициан
 
Хронологическая таблица
  Карта сайта

 

НАШИ ВЕЛИКИЕ СОВРЕМЕННИКИ:

Принцесса Диана
Принцесса Диана
МЕГААРХИВ ФОТО
Смотреть
Аристотель Онассис Аристотель Онассис
ВЕЛИКИЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Читать
Ростислав Третий
Ростислав Третий
MP-3 COLLECTIN
Скачивай бесплатно!
Мария Каллас
Мария Каллас
ТРОН РЯДОМ С СОЛНЦЕМ
Читать
Мадонна
Мадонна
GIVE IT 2 ME
Скачивай бесплатно!

 

 
 

 

 

 

 

    ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ
    ГАЙ КАЛИГУЛА
   
  Германик, отец Калигулы. Рождение. Детство и юность. Приход к власти и первые действия. Должности. Раздачи, зрелища, постройки. Обожествление. Отношение к родным, к друзьям и народу. Жестокость. Зависть и злоба. Разврат и роскошь. Алчность и вымогательство. Германский поход. Возврат и новые замыслы. Наружность, здоровье, образ жизни. Ученые занятия. Спортивные увлечения. Заговор. Гибель и похороны. Заключение.
 

ГЕРМАНСКИЙ ПОХОД, ВОЗВРАТ И НОВЫЕ ЗАМЫСЛЫ

Гай Калигула43. Войной и военными делами занялся он один только раз, да и то неожиданно. Однажды, когда он ехал в Меванию посмотреть на источник и рощу Клитумна, ему напомнили, что пора пополнить окружавший его отряд батавских телохранителей. Тут ему и пришло в голову предпринять поход в Германию; и без промедления, созвав отовсюду легионы и вспомогательные войска, произведя с великой строгостью новый повсеместный набор, заготовив столько припасов, сколько никогда не видывали, он отправился в путь. Двигался он то стремительно и быстро, так что преторианским когортам иногда приходилось вопреки обычаям вьючить знамена на мулов, чтобы догнать его, то вдруг медленно и лениво, когда носилки его несли восемь человек, а народ из окрестных городов должен был разметать перед ним дорогу и обрызгивать пыль.

44. Прибыв в лагеря, он захотел показать себя полководцем деятельным и строгим: легатов, которые с опозданием привели вспомогательные войска из разных мест, уволил с бесчестием, старших центурионов, из которых многим в их преклонном возрасте оставались считанные дни до отставки, он лишил звания под предлогом их дряхлости и бессилия, а остальных выбранил за жадность и выслуженное ими жалованье сократил до шести тысяч.
(2) Однако за весь этот поход он не совершил ничего: только когда под его защиту бежал с маленьким отрядом Адмоний, сын британского царя Кинобеллина, изгнанный отцом, он отправил в Рим пышное донесение, будто ему покорился весь остров, и велел гонцам не слезать с колесницы, пока не прибудут прямо на форум, к дверям курии, чтобы только в храме Марса, перед лицом всего сената передать его консулам.

45. А потом, так как воевать было не с кем, он приказал нескольким германцам из своей охраны переправиться через Рейн, скрыться там и после дневного завтрака отчаянным шумом возвестить о приближении неприятеля. Все было исполнено: тогда он с ближайшими спутниками и отрядом преторианских всадников бросается в соседний лес, обрубает с деревьев ветки и, украсив стволы наподобие трофеев, возвращается при свете факелов. Тех, кто не пошел за ним, он разбранил за трусость и малодушие, а спутников и участников победы наградил венками нового имени и вида: на них красовались солнце, звезды и луна, и назывались они «разведочными». (2) В другой раз он приказал забрать нескольких мальчиков-заложников из школы и тайно послать их вперед, а сам, внезапно оставив званый пир, с конницей бросился за ними вслед, схватил, как беглецов, и в цепях привел назад — ив этой комедии, как всегда, он не знал меры. Когда он вернулся на пир, солдаты ему донесли, что отряд вернулся из погони; на это он им предложил, как есть, не снимая доспехов, занять места за столом, и даже произнес, ободряя их, известный стих Вергилия:

Будьте тверды и храните себя для грядущих успехов.

(3) И в то же время он гневным эдиктом заочно порицал сенат и народ за то, что они, между тем как Цезарь сражается среди стольких опасностей, наслаждаются несвоевременными пирами, цирком, театром и отдыхом на прекрасных виллах.

46. Наконец, словно собираясь закончить войну, он выстроил войско на морском берегу, расставил баллисты и другие машины, и между тем, как никто не знал и не догадывался, что он думает делать, вдруг приказал всем собирать раковины в шлемы и складки одежд — это, говорил он, добыча Океана, которую он шлет Капитолию и Палатину. В память победы он воздвиг высокую башню, чтобы она, как Фаросский маяк, по ночам огнем указывала путь кораблям. Воинам он пообещал в подарок по сотне денариев каждому и, словно это было беспредельной щедростью, воскликнул: «Ступайте же теперь, счастливые, ступайте же, богатые!»

47. После этого он обратился к заботам о триумфе. Не довольствуясь варварскими пленниками и перебежчиками, он отобрал из жителей Галлии самых высоких и, как он говорил, пригодных для триумфа, а также некоторых князей: их он приберег для торжества, заставив не только отрастить и окрасить в рыжий цвет волосы, но даже выучить германский язык и принять варварские имена. Триремы, на которых он выходил в Океан, было приказано почти все доставить в Рим сухим путем. А казнохранителям своим он написал, чтобы триумф они подготовили такой, какого никто не видел, но тратились бы на него как можно меньше: ведь в их распоряжении — имущество всего населения.

48. Прежде чем покинуть провинцию, он задумал еще одну чудовищную жестокость: истребить все легионы, бунтовавшие после смерти Августа, за то, что они держали когда-то в осаде его самого младенцем и его отца Германика, своего полковода. Его с трудом отговорили от этого безумного намеренья, но ничем не могли удержать от желанья казнить хотя бы каждого десятого. И вот, созвав легионеров на сходку, безоружных, даже без мечей, он окружил их вооруженною конницей; (2) но, заметив, что многие догадываются, в чем дело, и пробираются к своему оружию, чтобы дать отпор, он бежал со сходки и прямо направился в Рим. Теперь всю свою ненависть он обратил на сенат; чтобы пресечь столь позорные для него слухи, он осыпал сенат угрозами, жалуясь даже на то, будто ему было отказано в законном триумфе, между тем как незадолго до того сам под страхом смерти запретил назначать ему почести.

49. Потому-то, когда в пути к нему явились представители высшего сословия, умоляя его поспешить, он ответил им громовым голосом: «Я приду, да, приду, и со мною — вот кто»,— и похлопал по рукояти меча, висевшего на поясе. А в эдикте он объявил, что возвращается только для тех, кто его желает,— для всадников и народа; для сената же он не будет более ни гражданином, ни принцепсом. (2) Он даже запретил кому-либо из сенаторов выходить к нему навстречу. Таким-то образом, отменив или отсрочив триумф, только с овацией он в самый день своего рождения вступил в Рим.
Четыре месяца спустя он погиб, совершив великие злодеяния и замышляя еще большие. Так, он собирался переселиться в Анций, а потом — в Александрию, перебив сперва самых лучших мужей из обоих сословий.
(3) Это не подлежит сомнению: в его тайных бумагах были найдены две тетрадки, каждая со своим заглавием — одна называлась «Меч», другая — «Кинжал»; в обоих были имена и заметки о тех, кто должен был умереть. Обнаружен был и огромный ларь, наполненный различными отравами. Клавдий потом велел бросить его в море, и зараза, говорят, была от этого такая, что волны прибивали отравленную рыбу к окрестным берегам.

 

О книге Светония

Методические и дидактические материалы по истории:

В.В. Сухов "История древнего мира и средних веков".
В.В. Сухов "История России с древнейших времен до конца XVIII века".
Л.М. Ляшенко "История России. XIX век".
А.Г. Колосков "История России. XX век".
А.Т. Степанищев "300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней".


Сборники содержат контрольные и проверочные работы, тесты, логические и творческие задания, занимательные упражнения, игры, кроссворды, исторические понятия и термины.

 

 

   

ИЛЛЮСТРАЦИИ
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Итальянская комедия, с картин Антуана ВаттоИтальянская комедия, с картин Антуана Ватто (1710-1715). 1,2. Пьеро из итальянской комедии масок, героями которой изначально являются комические персонажи и шуты. Пьеро - фигура обманутого простака в белой одежде, возникшая в конце XVII ст. на сцене Итальянской комедии в Париже. 3. Арлекин в одежде из цветных лоскутов (куртка с рукавами и длинные штаны, маска с бородой). 4. Дама Криспена. 5. Криспен (Криспино) - возникшее ок. 1660 г. подражание Арлекину, лукаво-простоватый исполнитель поручений или слуга. Черный ("испанский") костюм, плащ, гамаши до колен, кожаный колпак, круглая шляпа, широкий желтый кожаный пояс, трость с клинком. Заглавный герой многих французских комедий, после 1750 г. забытый. 6. "Ранодушный" - меланхолическая сценическая фигура.

 

 

Разработка TSN-240 © 2008 Все права защищены. При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательнаl
 
 
Hosted by uCoz